Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, выполнить которые под силу только творческой, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, личности обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Наличие способных учащихся в школе, реализация целевой программы «Наша новая школа» подчёркивают актуальность и необходимость программы развития одарённых детей.
В нашей образовательной организации:
· ведётся определённая работа по обновлению содержания образования, форм методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;
· решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся;
· осуществляются предпрофильная подготовка по отдельным предметам;
· формируется нравственный и гражданский облик выпускника;
· широко развернута научно-исследовательская деятельность учащихся;
· учащиеся имеют определённые успехи в муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, и спортивных соревнованиях.
Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, в деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей имеются проблемы, а именно отсутствует система:
· психолого-педагогической диагностики одарённых детей;
· адресной поддержки учащихся и педагогов для развития способности и таланта;
· работы с семьями одарённых детей;
· адаптации в социуме одарённых детей.
Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:
· развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
· формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
· утверждение здорового образа жизни школьника;
· развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
· воспитание учащихся по принципам общечеловеческих ценностей;
· формирование духовной культуры, общекультурной компетенции;
· формирование высокой речевой культуры;
· обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одарённых детей.
Требования к педагогическим кадрам в реализации программы:
· высокая профессиональная компетентность;
· высокий уровень теоретической подготовки;
. активная научно-методическая деятельность;
· владение возрастной психологией;
· стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
· требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
· общекультурная эрудированность;
· доброжелательность, высокий педагогический такт;
· наличие организаторских способностей;
· знание и применение здоровьесберегающих технологий.
Социально-психологическое обеспечение реализации программы:
· создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей;
· обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;
· формирование умения адаптироваться в социально значимой среде ( семье, среде сверстников, педагогов);
· организация работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
Материально-техническое обеспечение:
Пополнение библиотечного фонда школы справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями;
Компьютеризации образовательного процесса;
обеспечение необходимым оборудованием и материалами дл организации работы кружков, клубов, секций;
привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей.
Семейные аспекты развития одарённого ребенка:
· создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;
· учёт личностных особенностей одарённых детей;
· оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.
Программа "Одарённые дети" рассчитана на период 2017 - 2022 учебные годы.